Абонплата за газ: Как украинский хотят сделать спонсорами Фирташа

  1. Хитрый распределение: как растут цены
  2. Абонплата в законе?
  3. Кто такой умный
  4. Еще одно деление
  5. Газовые тарифы в разрезе
  6. Кому пойдут дополнительные деньги
  7. Что дальше

В последний момент, после возмущения общества, новшество отложили, а 10 апреля отменили. Однако Нацкомиссия, которая предлагала новый тариф, не отказались от самой идеи, а взяла тайм-аут для консультаций с правительством и общественностью. Depo.ua выяснил, зачем этот платеж, насколько он большой и кому выгоден.

Хитрый распределение: как растут цены

На сегодня кубический метр газа стоит 6,88 грн, поэтому мы платим столько, сколько потребили: для квартиры с газовой плитой это несколько кубометров в месяц, следовательно, несколько десятков гривен. Кто не имеет счетчика отдает 30,27 грн / мес. нормы в 4,4 кубометра. Конечно, для владельцев газовых котлов эти суммы в разы больше, но для сравнения рассмотрим обычные городские квартиры без "автономки".

Сейчас в общий счет на газ, как утверждают чиновники, входит стоимость самого газа как товара (87%) и стоимость его транспортировки (13%). А с 1 апреля, этот тариф в 6,88 грн за кубометр хотели разделить на два: больше - 5,99 грн, что является ценой газа, и меньше - плату за доставку в 89 коп. С ним и проблема: практически он будет для многих потребителей значительно больше, чем заявленные 13%, то есть 3,92 грн (4,4 * 89 коп.), Которые владелец квартиры без счетчика ранее платил за доставку газа. Уточним, что норма в 30,27 грн - это на одну зарегистрированную лицо. Поэтому семья из трех человек отдает почти 91 грн, а плата за транспортировку в структуре тарифа не превышает 12 грн. Но и в этом случае она в несколько раз меньше, чем будет после нововведения.

Почему же и как растет стоимость доставки? Не из-за объективных причин, а вследствие искусственного увеличения мнимой нормы потребления газа. Для этого формулу расчета тарифа на доставку газа "перегрузили". Вот она:

Ежемесячный платеж = тариф облгаза * (Qmax * 1,0296 * 24 часа * 365 дней) / 12 месяцев.

Тариф облгаза - цена услуги распределения природного газа. Она устанавливается отдельно для бытовых и бытовых потребителей. Все данные есть на сайте Нацкомиссии по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг.

Qmax - максимальная пропускная способность газового счетчика. Это завышенный показатель, потому что газовые счетчики почти никогда не используются на максимум, тем более все время. Что касается самих приборов, то они имеют такие маркировки G1,6, G2,5, G4 и G6. Цифра означает номинальную пропускную способность в кубометрах в час, однако нас интересует - максимальна. Для счетчика G1,6 - это 2,5 кубометра в час, для G2,5 - 4 кубометра в час, для G4 - 6 кубометров в час и для G6 - 10 кубометров в час. Владельцам газовых плит, в которых нет прибора учета, тариф предлагают рассчитывать в соответствии с счетчика G2,5 с максимальной пропускной способностью 4 кубометра в час.

1,0296 - коэффициент давления газа, который еще несколько увеличивает присоединенную к сети "мощность объекта потребителя", а следовательно, и повышает цену.

Например, рассчитаем так называемую абонплату на газ для жителя Киева, который пользуется счетчиком G2,5 мощностью 4 кубометра в час:

Ежемесячный платеж = 0,01273 * 4 * 1,0296 * 24 * 365/12 = 38,27 грн.

Полученную цифру нужно увеличить на НДС, то есть на 20%. Следовательно, плата за доставку газа составляет 45,92 грн.

Напомним, что на сегодня такой потребитель платит только 3,92 грн за доставку газа в структуре общего газового тарифа, который составляет 30,27 грн.

Если новшество заработает, от действующего тарифа на газ отнимут 13% и он уменьшится до 26,35 грн. В то же время к этой сумме добавят доставку 45,92 грн и получится 72,27 грн. Получается, одинокий человек в квартире со счетчиком G2,5, по новым правилам, должна заплатить на 42 грн больше.

В семье из трех человек доля абонплаты в "газовом" тарифе относительно меньше, однако эта семья также проигрывает: по действующим тарифам он платит 91 грн, а будет отдавать 79 грн за газ и 45,92 грн за доставку, то есть почти 125 грн . Разница в 34 грн тоже существенна.

Собственно, выиграть от изменений могут только те семьи, которые потребляют значительно больше голубого топлива, например, пользуются газовыми котлами. Однако это больше в теории. Если брать "киевские" расценки, экономные владельцы двухкомнатных квартир, которые, например, потребляли зимой по 70 кубометров газа в месяц, по действующим нормам заплатят около 476 грн, а в случае введения абонплаты - преподавать по 466 грн (420 грн за сам газ и , скажем, 46 грн абонплаты). Но это только в отопительный сезон. Летом никто газом вообще не обогревается, а тариф за транспортировку все равно придется платить, поэтому летняя переплата составит несколько сотен гривен. Еще хуже людям, которые держат на даче газовую плиту и пользуются ею только летом: абонплата станет основой их расходов на газ.

Абонплата в законе?

Основанием такого разделения тарифа является принятый два года назад закон о " О рынке природного газа ". В нем предусмотрено, что услуга по транспортировке газа должно оплачиваться отдельно. В идеале это должно способствовать конкуренции на рынке газоснабжения. Закон соответствует энергетическим директивам Евросоюза, но никаких указаний на увеличение тарифа для потребителей не содержит, как, собственно, и термина" абонплата ". Записано только, что тарифы на транспортировку газа устанавливаются регулятором - государственной комиссией.

Кто такой умный

Размер большинства коммунальных тарифов определяет Национальная комиссия по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг, возглавляемая сегодня Дмитрием Волком. Вообще такие комиссии создаются для того, чтобы устанавливать рыночные цены там, где отсутствует или недостаточна конкуренция. Потребитель не может выбирать, у кого покупать большинство коммунальных услуг: например, кто оперирует теплотрассами - тот поставляет тепло, а кто газовыми трубами - газ. В таком случае продавец-монополист точно захочет завысить цену, но Нацкомиссия обязана этого не допустить. Она согласовывает высокие тарифы, если действительно для основания, например, увеличились расходы производителей на ресурсы, зарплаты или налоги. Но это не тот случай, поскольку в Украине, как утверждает правительство, почти год действует рыночная цена на газ.

Несмотря на это глава этой Нацкомиссии Дмитрий Вовк утвердил целый кодекс , Где прописана приведена формула, которая в несколько раз поднимает стоимость доставки газа для обычного бытового потребителя. И здесь возникает вопрос, не много берет на себя Нацкомиссия.

Еще одно деление

В этой ситуации просматривается попытка Нацкомиссии переделить полномочия с правительством в свою пользу. Дело в том, что Кабинет Министров имеет право устанавливать предельную цену на газ. И воспользовался этим: из прошлого мая правительство поднял ее к уже упоминавшихся 6,88 грн за кубометр, чтобы население и предприятия платили одинаково, а дельцы не могли наживаться на перепродаже газа. Премьер-министр Владимир Гройсман тогда заявил, что новая цена экономически обоснована и больше повышений не предвидится. Неудивительно, что глава правительства сразу выступил против идеи с абонплатой, через которую, по его подсчетам, цены должны вырасти в 1,3 3 раза.

А оказалось, что Нацкомиссия может самостоятельно поднимать "транспортную" составляющую газового тарифа. Дмитрий Вовк так и заявил: "Правительство отвечает за 87% цены, а мы за 13%". Иными словами, в Нацкомиссии считают, что имеют право "пробить" предельную цену на газ когда угодно и по своему усмотрению. И только после возмущения общества, протестов правительства, и, наконец, критики президентом Петром Порошенко, которому подчиняется Волк, Нацкомиссия приостановила свое скандальное решение.

Газовые тарифы в разрезе

Посмотрим, из чего складывается цена на газ и изменения в расчетах придумали в Нацкомиссии.

Структура действующего тарифа в 6,88 грн за кубометр, если округлить цифры, выглядит так:

- оптовая цена - 4,9 грн (зависит от цены газа на немецком хабе, стоимости доставки в Украину и курса гривны к евро);

- средневзвешенный тариф на транспортировку - 21 коп .;

- средневзвешенный тариф на распределение - 51 коп.

- торговая наценка поставщика - 6 коп.

- все это умножается на 1,2 (20% НДС).

Как видим, пока тариф на транспортировку и распределение газа усредненный по всей стране. И он действительно составляет около 13% от общего счета.

Что может произойти:

1. В формулу расчета хотят добавить конкретные тарифы на услуги облгазов, которые сильно отличаются. Это приведет к значительной разнице в ценах по стране.

2. Учет тарифов облгазов вместе с максимальной мощностью счетчиков увеличит в несколько раз стоимость доставки голубого топлива в богатых потребителей.

3. Установление фиксированных расценок на доставку заставит платить за подключение к трубам всех, независимо от факта потребления газа. Итак, больше всего проигрывают дачники

4. Так называемая абонплата на газ ударит по карману малоимущих граждан: на нее пока не распространяется субсидия.

Кому пойдут дополнительные деньги

По данным Дмитрия Вовка, в действующий тариф на газ заложены расходы на транспортировку, которые состоят из:

- налога на добавленную стоимость (НДС),

- стоимости транспортировки магистральными сетями госкомпании "Укртрансгаз" (40 тыс. Км)

- стоимости доставки распределительными сетями (270 тыс. Км).

В последнем пункте и скрылся большой бизнес. Хотя газораспределительные сети на 77% принадлежит государству, их держат на балансе частные облгазы. И этим компаниям невыгодно действующий тариф, привязанный только к продажам голубого топлива, поскольку поступления уменьшаются с сокращением его потребления. А вот введение отдельного тарифа за доставку, подлежащего оплате независимо от реальных объемов потребления, означает постоянный приток денег. Особенно если последний, как мы посчитали, в разы больше.

Персонифицируем от нового тарифа выигрывает олигарх-беглец Дмитрий Фирташ, который контролирует около 70% облгазов. А еще лидер парламентской фракции Опоблоку Юрий Бойко, имеет своих людей в руководстве "Киевгаз", и нардеп от этой же политсилы, экс-глава Администрации Президента Сергей Левочкин.

Что дальше

Нацкомиссия по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг 10 апреля отменил свое решение о выделении в новый тариф платы за транспортировку газа. Однако Дмитрий Вовк намекнул, что не отказывается от этого намерения и берет "тайм-аут для консультаций" с правительством и обществом.

После скандала власть вряд ли пойдет на обременение платежек для всех. Но есть риск, что новый тариф таки введут и компенсируют его субсидией. А это будет означать дополнительные расходы на облгазы за счет бюджета, то есть опять-таки граждан. Кроме того, сам факт абонплаты - это по сути новый тариф, а значит, новая возможность брать деньги с потребителей.

Почему же и как растет стоимость доставки?
Абонплата в законе?